22 июня День памяти и скорби

  • 22 июня День памяти и скорби

22 июня 2019 г. Россия отмечает траурную дату – 78 лет с начала Великой Отечественной войны, День памяти и скорби в честь тех, кто отдал свою жизнь за будущее в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 2013 г. в газете «Огни Камы» была напечатана статья «Первый удар приняли на себя». Этот материал с небольшими доработками актуален и через 6 лет.
Пожалуй, этот день является самой печальной датой в календаре нашей жизни.  22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Началась самая кровопролитная в мировой истории война, длившаяся 1418 дней и ночей. Война принесла горе практически в каждый дом. Наши земляки из Фокинского района полегли на просторах планеты от Франции на западе и до Китая на востоке, от Норвегии на севере и  до Ингушетии на юге. Каждый из нас должен осознать, что он живет потому, что погибли они, жизни свои отдавшие за свою Родину. За нашу общую Родину. За всех нас, за наших детей. Дело то свое они сделали – Родину защитили и в конечном итоге победили.
  Незаслуженно забыты те воины, которые приняли на себя первые удары врага. Наши земляки, призванные Фокинским РВК, вступили в бой 22 июня в составе 90 стрелковой дивизии на территории Литвы. Их было, по меньшей мере, 30 человек. Только на одного есть донесение о его гибели, 18 пропали без вести,  трое погибли в немецком плену. Двое погибли позже в других регионах. Шестеро выжили в тех страшных первых боях.
В марте 1941 г. 17-й отдельный саперный батальон перебазировался в Литву на границу с Восточной Пруссией (ныне Калининградской обл.), близ г. Таураге и сразу приступил к строительству оборонительных сооружений. За саперным батальоном в апреле-мае прибыли на литовскую землю и другие части дивизии, 19-й, 286-й и 173-й стрелковые полки. Речь шла не о длительном пребывании, а о переезде в летние лагеря с тем, чтобы к осени вернуться в Эстонию, где оставалось основное имущество 90-й стрелковой дивизии. Кто же знал, что вскоре 32-километровый участок госграницы, который было поручено прикрывать дивизии, превратится в поле ожесточенного боя. К 21 июня 1941 г. подразделения стрелковых полков 90-й стрелковой дивизии, не полностью укомплектованные личным составом, с ограниченным боекомплектом  заняли свои рубежи у границы. На 22 июня  1941 г . 90 -я  стрелковая дивизия  дислоцировалась в Литве в районах населенных пунктов Швекшне, Шилале, Таураге, Кведарна, Паюрис, Тубинес, Паграмантис, по реке Юра. Штаб дивизии – Шилале. Полки 90-й стрелковой дивизии занимали оборону сразу за погранзоной, в 5-8 км от границы. Поэтому уже в восемь утра 173-й и 286-й стрелковые полки вступили в бой. Их поддерживал огнем 149-й гаубичный артиллерийский полк, 19-й стрелковый полк находился во втором эшелоне, прикрывая стыки полков. Главный удар был нанесён моторизованными соединениями вермахта (41-й моторизованный корпус) по левому флангу дивизии, на её стыке со 125-й стрелковой дивизией - это, в общем-то, и был главный удар группы армий «Север». Удар пришёлся по 173-му стрелковому полку, в котором и служили наши земляки. Бойцы и командиры держались стойко и мужественно. Так курсанты полковой школы 173-го стрелкового полка пять часов отбивали атаки, истребили до двух батальонов противника. Один только Шевчук из 4-й роты огнем своего пулемета уничтожил почти полсотни гитлеровцев. Но и полк нес потери, расстрелял боеприпасы и к 18 часам вместе со штабом был окружен. Им на помощь подоспели бойцы 19-го стрелкового полка, которые нанесли сильный удар и захватили пять вражеских пушек на тракторной тяге. Артиллеристы 149-го гаубичного артиллерийского полка, сколько могли, поддерживали огнем гаубиц храбро бившихся пехотинцев из 173-го стрелкового полка. Но и они стали ощущать нехватку снарядов. Фашисты наседали, а ответить им было нечем. И тогда, оставив умолкшие пушки, артиллеристы 149-го гаубичного артиллерийского полка бросились в рукопашную схватку.
Не легче пришлось и 286-му стрелковому полку, занимавшему оборону вдоль берега р. Юра. Полк в едином порыве раз за разом отбрасывал цепи гитлеровцев. Поле боя было устлано их трупами. Но каждый час к ним подходили свежие силы. А у нас таяли. Исчерпав боезапас, воины поднялись в штыковую атаку. 90-я стрелковая дивизия действовала так, словно поклялась: "Ни шагу назад!". И держалась, не уступив ни пяди, сутки, что при многократном превосходстве противника в силах равно подвигу. Затем подразделения, потерявшие связь с тыловыми частями, штабами, под угрозой окружения начали отходить на северо-восток. Затем дивизия вела упорный бой за Шилале, который несколько раз переходил из рук в руки.
27 июня - исторический день в судьбе дивизии: преследуемая и порядком истерзанная часть возле г. Таураге внезапно обрушилась на врага с неукротимой яростью. Эффект неожиданности сработал. В скоротечном бою фашисты потерпели сокрушительное поражение, их машины горели. А большое число убитых и раненых немецких завоевателей убеждало, что врага можно бить. Противник отступил. Дорога на восток, казалось, открылась. Но гитлеровцы бросили на разгром дивизии новые силы, охватили ее плотным кольцом. Все, кто способен был подняться в атаку, включая командира дивизии Голубева и дивизионного комиссара Фролова, пошли в бой. В этот день погибли и Михаил Иванович Голубев, и Григорий Дементьевич Фролов. И все же до ночи наши бойцы продержались. С 28 июня разрозненные группы воинов пытались выйти к своим, скрываясь в лесах, пробираясь ночами. Их ловили гитлеровцы, а еще больше антисоветски настроенные литовские хуторяне, для которых Красная Армия была оккупационной, а немцы - освободителями. Многие наши воины тогда оказались в плену, в концлагерях, где выжили единицы.
Из донесения начальника управления политпропаганды Северо - Западного фронта бригадного комиссара Рябчего в главное управление политпропаганды Красной Армии от 4 июля  1941  года о состоянии частей 8-й Армии упоминается:
"... 90 стрелковая дивизия - остатки частей дивизии противником рассеяны. Штаба дивизии нет. Дивизия организационно не существует и формируется вновь".
ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА 19 стрелкового полка 90 стрелковой дивизии ДОЦЕНКО Дмитрия Ивановича: Шквальный артиллерийский и миномётный огонь противника в четыре часа утра обрушился на всю приграничную полосу. Но войска Красной Армии, расположенные в этой зоне не были застигнуты врасплох. В ту ночь никто из бойцов не спал. Все находились на своих местах на 40 км участке занимаемой обороны дивизией. Не жалея жизней дрались советские воины под командованием комдива полковника М.И. Голубева. Первый удар приняли 173 и 286 стрелковые полки, 19 стрелковый полк находился во втором эшелоне. Особо ожесточённые бои велись на участке обороны 173 стрелкового полка, поддерживаемого 149 гаубичным артиллерийским полком. Против полка развернулось до двух моторизованных дивизий противника. Но воины стойко сражались на своих рубежах. В течение дня они истребляли врага, даже находясь в окружении. К концу дня 22 июня положение частей дивизии крайне осложнилось. Ценой больших потерь отдельным подразделениям немецких войск удалось прорваться к главной полосе обороны 90 стрелковой дивизии. Части и соединения не имея между собой связи дрались в окружении противника. Продолжала с ожесточением сражаться окружённая 4 рота 173 стрелкового полка и полковая школа. Кончались боеприпасы. Бойцы и командиры, изнурённые и голодные, буквально валились с ног. В этот критический момент на помощь боевым товарищам пришли подразделения 19 стрелкового полка. Дерзкой контратакой они отбросили противника,  выручили окружённых совётских бойцов и в качестве трофеев у немцев взяли 5 пушек вместе с тракторами.
В это время на правом фланге дивизии упорно оборонялся 286 стрелковый полк. Во взаимодействии с 96 легким артиллерийским полком он стойко удерживал рубеж на реке Юра и нанёс тяжелые удары по вражеским войскам.
Израсходовав все боеприпасы при отражении многочисленных атак противника, части дивизии под натиском противника начали отход.
ВОСПОМИНАНИЯ МИШУРЫ Петра Кирилловича  из 17 ОТДЕЛЬНОГО САПЁРНОГО БАТАЛЬОНА 90 СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ (1985 г.): В составе 90-й стрелковой дивизии до её трагического конца были полки, батальоны, роты, были также и разные службы, огромное количество людей командиров и солдат, это тысячи человеческих жизней, которые покоятся в неизвестных могилах на Литовской земле, а их родные на их родине по сей день хранят похоронки со словами "Пропал без вести" и забытыми навсегда. Когда началась война наши воины в один миг оценили свою участь, замкнулись, ожесточились, в каждом кипела смертельная злоба на врага и яростные бои приняли на себя с великим достоинством, без всякой боязни за его превосходство в людях, технике и авиации. У политрука Клочкова под Москвой тоже была тяжёлая обстановка, но у него за спиной была Москва, им умирать было легче. А у нас в данный момент и впереди и позади были злейшие враги и немецкие и литовские, и умирать нашим воинам было намного тяжелее, обиднее и горше. Многие командиры и бойцы увековечены в памятниках и вечных огнях, а могила нашего командира дивизии полковника Голубева и комиссара Фролова и всех погибших в последнем сражении в июне 1941 г. по сей день неизвестна, а по их костям сейчас бороздят литовские трактора и сеялки, и вот много десятилетий о них не вспоминают. Так пропали без вести тысячи наших боевых товарищей. Описывая всё это, я не хочу сказать, что учёные люди занимаются археологией зря, архитектурными и историческими памятниками, на что тратятся колоссальные материальные и денежные средства. За найденные черепки и бивни мамонтов миллионной и тысячелетней давности, всякого рода гробницы присваиваются этим людям высокие звания и денежные премии. Но разве же те дивизии, полки, батальоны и роты, погибшие в неравных боях с фашизмом, не заслуживают интереса для истории и пропаганды их боевой славы, разве те воины, которые отстояли Родину и сохранили жизнь грядущих поколений, не заслужили уважение и память.
Сегодня отцы и дети, матери, сестры и братья, жёны и невесты должны знать, где сложили головы, где могилы их близких - воинов 90-й Краснознамённой стрелковой дивизии.
22 июня 1941 г. навсегда останется в нашей памяти днем величайшей трагедии. Обычно о подвигах много пишут в тех случаях, когда бой завершается успешно, когда выигрывается сражение в целом.  Но ведь о подвигах и героизме, о воинском мастерстве бойцов 90 стрелковой  дивизии в эти трудные первые дни войны есть что рассказать. Великая Победа над Германией ковалась и там на литовской земле в первые дни войны. Уходят из жизни ветераны фронтовики, в живых мало осталось воинов, чья боевая биография началась 22 июня 1941 г. Но историческая справедливость должна быть восстановлена, память о советских воинах, выполнивших свой долг до конца должна быть сохранена. Вспомним наших земляков поименно.
Практически все наши земляки воевали в 173 стрелковом полку.
В донесении о потерях погибшим указан только Юрков Алексей Сергеевич из д. Кемуль.
Юрков Максим Платонович из д. Соловьи в июле 1941 г. был ранен, после излечения в госпитале был ранен повторно и уже в октябре в Ленинградской области умер от ран.
Пропали без вести: Базуев Михаил Сергеевич родился в д. Каменный Ключ, семья проживала в с. Фоки; Килин Александр Егорович из д. Вороны; Килин Александр Иванович и Коровин Ефим Николаевич из с. Дряхлы; Первушин Николай Сергеевич из с. Завод Михайловский; Поварницын  Николай Иванович родился в д. Маракуши, семья проживала в д. Ефремовка; Подаруев Ефтифей Пименович из д. Некрасово; Порсев Петр Семенович и Порсев Яков Семенович из д. Коряки; Сахаров Георгий Матвеевич из д. Дубовая; Сметанин Алексей Алексеевич из д. Ольховка; Стариков Евстафий Самойлович из д. Кирилловка; Сташков Павел Александрович из с. Сосново; Сюткин Илья Ильич из д. Агрызя; Трофимов Вячеслав Григорьевич из с. Фоки; Усаев  Амирзьян  Гареевич родился в Бардымском районе, призывался Фокинским РВК. Ещё два наших земляка в донесении указаны пропавшими без вести, но в Книгах Памяти их нет. Это Богданов Николай Иванович из д. Марково и Трошков Кирсант Емельянович из с Фоки.
Умерли в плену: Кокорин Мирон Маркович и Кокорин Николай Поликарпович из д. Дубленово; Соломенников Василий Владимирович из с Сайгатка.
Богданов Степан Петрович из д. Сутузово также попал в плен, был освобождён и с августа 1944 г. опять воевал. Погиб в апреле1945 г. в Восточной Пруссии в Кенигсберге (ныне Калининграде).
Попали в плен и после освобождения вернулись в Фокинский район: Комов Анатолий Николаевич из д. Большой Букор и Оглезнев Сергей Ионович из с. Степаново.
В 1985 году к 40-летию Победы награждены вернувшиеся с войны: Алюнин Наум Григорьевич из д. Романята и Тепляков Георгий Васильевич из с. Завод Михайловский.
Суханов Дмитрий Александрович из д. Никольское тоже вернулся, вышел из окружения, был тяжело ранен под Ленинградом.
Сафронов Андрей Васильевич из д. Малая Соснова в июле 1941 г. был ранен, в сентябре 1941 г. через Ленинградский пересыльный пункт направлен к новому месту службы.
  Сохраним память о наших земляках.