Башуров Петр Егорович из д. Дубовая пропал без вести в Оленинском р-не Калининской (ныне Тверской) обл.

  • Башуров  Петр Егорович из д. Дубовая  пропал без вести в Оленинском р-не Калининской (ныне Тверской) обл.

   На сайте «Память народа» появляются именные списки частей, на основании которых можно установить район гибели или пропажи без вести не вернувшихся с Великой Отечественной войны воинов. Так в именном списке 1190 стрелкового полка 357 стрелковой дивизии указано, что Башуров  Петр Егорович из д. Дубовая  пропал без вести и исключен из списков части 03.05.1942 г. Во всех Книгах Памяти  Башуров  Петр Егорович  указан пропавшим без вести в 1941 г.
  357 стрелковая дивизия формировалась в период с августа по ноябрь 1941 года на станции Шолья Камбарского района Удмуртии.  В книге Лямина М. А. «Четыре года в шинелях. Повесть о родной дивизии» очень подробно описан боевой путь дивизии.
   К концу декабря 1941 г. войска Калининского фронта в полосе 39-й Армии прорвали оборону противника на всю тактическую глубину. В ходе боев 2—7 января 1942 года войска фронта на правом крыле вышли на рубеж р. Волги, а в центре прорвали новую линию обороны, организованную противником по правому берегу Волги, и охватили Ржев с запада и юго-запада. Ударом из района западнее Ржева 39 Армия в ходе Сычёвско-Вяземской операции (8 января — 20 апреля 1942 г.) прорвала оборону противника на узком участке и, развивая наступление на Сычёвку, обеспечила ввод в прорыв 29 Армии и 11 кавлерийского корпуса. В январе 1942 г. воины 357-й стрелковой дивизии в составе 39 Армии наступали по направлению к Осуге и Сычевке. В итоге 39-я Армия и 11-й кавалерийский корпус в первой половине января выполнили лишь первую часть поставленной перед ними задачи. Они вышли в район Сычевки, однако захватить этот важный пункт не смогли. Во второй половине января 357 стрелковая дивизия наступала на Сычевку в районе деревень Карабаново, Волково, Пызино, Богданово, Букатино, Собачкино и Красное — сильно укрепленных опорных пунктов противника.
   Противник нанёс сильные контрудары по коммуникациям выдвинувшихся вперёд 39-й и 29-й Армий, войска которых вынуждены были в начале февраля перейти к обороне. Положение 357-й стрелковой дивизии к середине февраля сорок второго года еще больше ухудшилось. Немцы перебросили под Сычевку несколько свежих соединений. Начали свирепую бомбардировку каждой деревни. Самолеты налетали беспрерывно. Враг особенно начал теснить северных соседей — войска 29 Армии. Вскоре она была отсечена от 39 Армии, и таким образом оказалась в полном окружении.
     Кольцо окружения вокруг обеих армий быстро сужалось. Стояли нестерпимые сретенские морозы. А большинство батальонов и полков, спасаясь от самолетов противника, было вынуждено располагаться в лесах, не имея возможности разжигать даже костры. Прекратились последние поступления боеприпасов, питания и медикаментов. Их стали сбрасывать наши самолеты, но зачастую неудачно. Фронт менялся ежечасно, полки и дивизии переходили с места на место. 357 стрелковой дивизии отводилась роль ударной группы, призванной прорвать извне кольцо окружения 29 Армии. Местом прорыва был назначен район южнее деревень Чернево — Ивлево Калининской области. Для главного удара командир дивизии приказал сосредоточиться 1188 и 1192 стрелковым полкам, столько перенесшим за месяц боев. У деревни Федоровки для отвлечения противника встал 1190 стрелковый полк. Именно 1190 стрелковому полку удалось все же прорубить коридор на соединение с частями 29 Армии. За это сложил головы батальон во главе с командиром Дмитрием Скобелевым. Погиб и командир дивизии. В коридор хлынула лавина изголодавшихся и изморенных солдат. Две армии соединились в одну.
      В марте командование дивизии получило приказ: оседлать железнодорожный разъезд Лошаки. При удаче операции от Ржева отрезалась северная, оленинская группировка врага. Это был бы важный клин в оборону противника. На операцию в первый эшелон был выдвинут 1190 стрелковый полк. Потеря железнодорожного разъезда Лошаки взбесила немцев. На полки дивизии обрушивалась одна атака за другой. Бои продолжались весь апрель. Дороги испортились окончательно. Все приходилось переносить на себе. Лошадей осталось очень мало. Немцы бомбили день и ночь. Беспрерывно велся обстрел из дальнобойных орудий.
    С 20.04.1942 г. командный пункт дивизии находился в 2-х км южнее д. Михали Оленинского района Калининской обл. С рассветом 3 мая противник силой до полка пехоты с 18 танками при поддержке авиации перешёл в наступление на боевые порядки дивизии. Имея значительное превосходство в живой силе и технике, противник прорвал передний край обороны дивизии, вышел к командным пунктам 1188 и 1190 стрелковых полков, отрезав их от батальонов. Дивизия в течение дня вела упорные сдерживающие бои и к исходу дня отошла на тыловой рубеж обороны по южному берегу р. Осуга в районе д. Плотки и д. Михали. Авиация противника непрерывно воздействовала на боевые порядки дивизии.
Именно в этих боях 3 мая 1942 г. и пропал без вести  Башуров  Петр Егорович. 357 стрелковая дивизия была в это время в полуокружении, а затем в полном окружении из которого удалось прорваться 9 июля 1942 г. Не все документы дивизии сохранились. Видимо по этой причине не было документального подтверждения о том, что Башуров П. Е. пропал без вести. Его признали пропавшим без вести уже в послевоенное время после донесения из Фокинского РВК. Теперь после появления новых документов на сайте «Память народа» очевидно, что Башуров Петр Егорович пропал без вести не где-то на войне, а в конкретных боях в Оленинском районе Калининской (ныне Тверской) области севернее д. Михали.