В результате Люблинско-Брестской операции в июле 1944 г. были созданы условия для окружения брестской группировки противника. Эту задачу должны были выполнить войска 28-й и 70-й Армий. 70 Армия форсировала р. Западный Буг и обошла Брест с юго-запада. 28 Армия вышла к Западному Бугу северо-западнее Бреста. Окружение брестской группировки врага было завершено 27 июля выходом войск 28-й и 70-й армий к Западному Бугу северо-западнее города. На следующий день 28 июля войска этих двух армий штурмом овладели Брестом. Прославленная крепость, принявшая на себя в июне 1941 г. первый удар вооружённых сил нацистской Германии, вновь стала советской.
В этих боях принял активное участие наш земляк ефрейтор, командир стрелкового отделения Калабин Иван Иванович из 9 стрелковой роты 415 стрелкового полка 1 стрелковой дивизии 70 Армии, уроженец д. Зяблово.
В ночь с 22.7 на 23.7.44 года с ходу, не дав противнику закрепиться на реке Западный Буг, 1 стрелковая дивизия на подручных средствах вплавь форсировала реку Западный Буг и, развивая успех, громя живую силу и технику противника, стремительно продвигалась к г. Бресту.
На третий день после форсирования Западного Буга 1-я стрелковая дивизия с боем освободила Бялу Подляску, не остановилась перед новой водной преградой – рекой Кшна – и 26 июля резко повернула на север у Ланги (Польша), замкнув кольцо окружения немецких частей в районе Бреста. Деревня Зачопки (Польша) осталась от нее севернее, но туда уже вышли части 28-й Армии.
К вечеру 27 июля обстановка изменилась. На участке 96-го стрелкового корпуса в 20 часов противник силой около пехотной дивизии с 40 танками, переправившись через реку Кшна в районе Непля и через Буг в районе Кательня Воярска, ударил по 38-й стрелковой дивизии. Ему удалось выбить ее части из Корыцина и из леса севернее Добрыни, открыть себе дорогу на запад. Гитлеровские танки и пехота устремились на Тересполь, Березув.
Командир 96-го корпуса генерал-лейтенант Чанышев приказал командиру 1-й стрелковой дивизии полковнику Бакуеву немедленно вывести полки в районы Мокраны Старе, Кжичев, Ленго, Зачопки и остановить прорывающегося противника. На передвижение отводилось всего несколько часов. Дивизия поворачивалась фронтом на восток.
Согласно приказа комдива 415-й полк устремился к Зачопкам, Ленгам и Кжичеву, 408-й – к лесу в районе Будчики, Непле, Мокраны Старе, Мокраны Нове, 412-й – к Ольшанам, Ладуву, оставаясь в резерве.
Все части дивизии вовремя вышли к указанному району. 415-й полк оседлал дороги Брест – Янув Подляски, Непля – Зачопки, 408-й перекрыл шоссе Молово – Гура – Ольшаны. Командиры выбрали наиболее удобные позиции, организовали систему огня, наблюдение и разведку. Батареи 226-го артполка и 339-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона были распре-делены по стрелковым полкам, непосредственно в боевых порядках пехоты, и подготовились к ведению огня прямой наводкой. Появление противника ожидалось с направления Тересполь, Корыцин, Березув. Напряженной и тревожной была эта ночь. Но немцы пытались просочиться лишь мелкими группами к Мокраны Старе. Командир дивизии, командный пункт которого находился на самом вероятном направлении действий немцев – в Колчине, усилил 408-й полк батальоном 412-го полка, двум другим его батальонам приказал занять оборону по восточной и южной окраинам Колчина. Штрафникам 8-го батальона был отведен участок обороны у большака Мокраны Старе – Березув – Киевец.
Немцы ударили утром 28 июля в районе Мокраны Старе. 408-й полк, отразив первую атаку, стойко удерживал позиции. Но атаки, отчаянные, массированные, накатывались одна за другой. Генерал-лейтенант Я.Д. Чанышев придя к выводу, что главные силы прорывающегося противни-ка направлены на 1-ю стрелковую дивизию, перебросил для ее усиления противотанковый дивизион, пулеметный батальон и стрелковый батальон из состава 76-й гвардейской дивизии. Стрелковый батальон занял оборону в районе Дерегань, артиллеристы и пулеметчики были распределены по частям.
К этому времени немцы несколько потеснили 1-ю стрелковую дивизию. 408-й полк с 1-м батальоном 412-го полка занял оборону в Мокраны Нове, 2-й батальон этого полка – на северной окраине Колчина, 3-й – у Березува. Батальоны 415-го полка оборону заняли: 2-й – у Ленги, 1-й – у Зачопки, 3-й – у Кжичева и высоты 162,2. Штрафной 8-й батальон занял оборону у Колчина. В район действий дивизии был переброшен также зенитный полк армейского подчинения.
Гитлеровцы несли большие потери, но не отказывались от намерения пробиться в направлении Березув – Колчин. 408-й полк отразил 14 атак, и его батальоны значительно поредели. Особенно был ослаблен потерями 3-й батальон. И немцы овладели южной окраиной Березува. Бойцы, оттесненные затем метров на 300-400 западнее населенного пункта, вновь заняли оборону.
Полковник Л.А. Бакуев срочно перебросил сюда 339-й отдельный истребительный противотанковый дивизион и две батареи поддерживающего дивизиона. Артиллеристы встретили новый натиск огнем прямой наводкой. Танки и пехота противника были остановлены и свернули на другое направление – на Бохукалы, где укрепились батальоны 415-го полка подполковника В.М. Мединцева. Загрохотал бой у Кжичева и высоты 162,2 у Зачопки и Ленги. Командир полка В.М.Мединцев находился на высоте 162,2. Он умело организовал оборону, гибко руководил подразделениями и средствами усиления. Тяжелая обстановка сложилась между Кжичевым и Зачопки. Здесь к дороге устремились танки, самоходки и пехота врага. Этот удар обрушился на стрелковый батальон, которым командовал майор Мульвинзон. Остановить прорывающуюся лавину не удалось. Батальон, понеся потери, отошел на опушку леса юго-восточнее Зачопки и занял круговую оборону. Он оказался отрезанным от полка. Мединцеву было вовремя сообщено об этом. Командир 415-го полка направил на помощь Мульвинзону полковых разведчиков и часть орудий. Батальон продолжал сражаться, преграждая дорогу врагу. Очень мешала фашистам и высота 162,2. Они бросили сюда крупные силы пехоты под прикрытием самоходных орудий. Временами немецкие солдаты настолько близко прорывались к КНП полка, что Мединцеву самому приходилось ложиться за пулемет и вести огонь. Всего на участке 415-го полка было отражено 22 атаки, на участке 412-го – 11 атак.
В течение ночи 27 и дня 28 июля противник 52 раза атаковал позиции 1-й стрелковой дивизии, где батальонами, а где и двумя полками сразу при поддержке танков и самоходных орудий. Только на участке 408-го стрелкового полка дивизии, в районе Кжичев, Мокраны Старе противник предпринял 32 контратаки, в которых принимало участие до 5 тысяч немцев, при поддержке артполка и самоходной артиллерии. Совместными усилиями частей 96-го стрелкового корпуса попытки прорваться были сорваны.
В этих боях 28.07.1944 г. и погиб Калабин Иван Иванович. Первично был захоронен у высоты 162,2 юго-восточнее д. Бохукалы. В настоящее время д. Бохукалы входит в гмину Тересполь Бяльского повята Люблинского воеводства Польши.